Главная страница
Все о нас Пресс центр Наши возможности Информация для заказчиков Система качества Вниманию поставщиков Раскрытие информации для акционеров и инвесторов Контакты

География поставок

География поставок

Календарь новостей

2014 Декабрь ′2014  Май 2015  Июль ′2015 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
       
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
На главную Пресс-центр Новости КУМЗ

Новости КУМЗ

В честь 70-летия Великой Победы   20 Мая 2015

В мае 2014 г. Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ, Свердловская обл.) отметил 70-летие. 5 мая 1944 г. состоялся пуск в эксплуатацию первой очереди предприятия, и этот день принято считать днем рождения завода. Однако история КУМЗа началась значительно раньше.

3 июня 1939 Г. (накануне Второй мировой войны) вышло Постановление Экономсовета СССР №513-99С о строительстве в районе Каменска-Уральского завода №268 — базы по производству магниевых сплавов. 4 февраля 1940 г. нарком авиапромышленности утвердил проектное задание. В мае 1940 г. начались первые строительные работы. 13 марта 1941 г. Наркомат авиационной промышленности СССР (НКАП) утвердил комплексный проект завода, в который свои уточнения внесла начавшаяся через три месяца Великая Отечественная война.

21 июля 1941 г. Государственный комитет обороны обязал НКАП приспособить строящийся завод №268 для размещения в нем эвакуируемых из-под Москвы литейного и прокатного цехов завода №150 (Ступинского металлургического комбината). Первое оборудование из г. Ступино (Московская обл.) поступило на стройплощадку завода №268 в ноябре 1941 г. А 16 февраля 1942 г. в связи с разгромом немцев под Москвой Государственный комитет обороны принял Постановление №1292 о реэвакуации завода №150. Эшелоны с оборудованием и специалистами пошли на запад, в Подмосковье. Часть ступинцев осталась на КУМЗе, и тогда же, в феврале 1942 г., составив костяк коллектива растущего завода, приняла участие во вводе в эксплуатацию литейного цеха.

6 февраля 1942 г. в литейном цехе была пущена первая электропечь. 14 февраля она дала первую плавку. Следующая печь встала в строй действующих 10 марта, третья — 29 марта. В апреле ушел в Верхнюю Салду (Свердловская обл.) первый вагон с первой заводской продукцией. В 1942 г. было смонтировано шесть электропечей, дальнейший монтаж сдерживался из-за отсутствия огнеупора и нихрома.

Поистине уникален по смене вывесок перечень участников строительства. Завод №268 начал возводиться хозспособом в 1940 г. его же собственным маломощным стройуправлением, в октябре 1940 г. — подрядным стройтрестом №5 НКАП, который затем, в июле 1941 г., влился в состав стройтреста №30 того же наркомата, эвакуированного из Москвы. В ноябре 1941 г. было создано специальное Управление по строительству каменских заводов (УСКЗ), оно взяло на себя проектирование, строительство и организацию производственно-технологических процессов завода №268. УСКЗ возглавил П.А. Герасимов.

Завод вставал на ноги крайне тяжело. И все-таки именно 1942 г. заложил в характер завода то, что ему присуще все долгие годы. Именно тогда рождался первый паспорт предприятия: «Завод №268 является металлургическим заводом, предназначенным для производства основных материалов и заготовок для самолетостроения и частично моторных заводов. На заводе предусмотрена организация трех основных производств: прокатного — для изготовления дюралевого листа, прессового — для изготовления дюралевых профилей, кузнечно-прессового — для производства поковок и штамповок из цветных и черных металлов».

В 1942 г. введены в эксплуатацию литейный цех, цех переплава отходов и ремонтно-инструментальный цех, хотя они и не имели полного комплекта оборудования. Развивались вспомогательные службы. В основном завод №268 решил главную задачу года — обеспечил предприятия Наркомавиапрома СССР, Наркомцветмета СССР, Наркомчермета СССР качественными слитками для дальнейшей их обработки. По итогам 1942 г. на заводе №268 было выпущено и отгружено предприятиям оборонной промышленности 11,256 тыс. т слитков из алюминиевых сплавов.

1943 г. стал одним из самых непредсказуемых в истории завода. В первые три месяца нехватка электроэнергии вызвала большие простои производства, следующие три оказались не лучше из-за срывов поставок сырья. В июле—августе по этим же причинам, как гласят документы, завод был «совершенно законсервирован. Здоровый рабочий коллектив, подготовленный непосредственно на рабочем месте, был переведен на строительные участки».

На 1943 г. пришлись наиболее объемные поставки оборудования для завода №268. В корпусах будущих цехов №2 и 4 еще не было кранового оборудования, но новое оборудование, закупленное в США по ленд-лизу, прибывало. Задача осложнялась тем, что никакой технической документации (чертежей, описаний и даже расшифровки условной нумерации) не было до конца всей поставки.

Между тем не прекращалась работа по освоению новых видов продукции. Пусть не в указанные наркоматом сроки, не в июле-августе, а в сентябре-ноябре, но новые производства были введены в эксплуатацию. 1 сентября 1943 г. запустили кузнечный цех (на базе вертикального пресса усилием 5 тыс. т). Монтаж этого пресса по законам военного времени шел под открытым небом. Первой продукцией стали штамповки лопастей для фронтовых штурмовиков Ил-2. Первую товарную лопасть отштамповали в сентябре, в ноябре задание по лопастям было выполнено, в декабре — перекрыто на 3%. 7 ноября 1943 г. введен в эксплуатацию профильно-прессовый цех, оборудованный горизонтальными гидравлическими прессами усилием 500—3500 тс. В ноябре успешно прошло пробное прессование профилей, первая партия продукции выпущена 7 ноября.

Венцом усилий заводчан стало оформление завода №268 в самостоятельную хозяйственную единицу в декабре 1943 г., подтвержденное приказом №5 по Наркомату авиационной промышленности СССР от 4 января 1944 г. Первым директором завода №268 (КУМЗ) стал Ф.Т. Маленок. Он возглавлял предприятие в 1944-1945 гг.

По итогам 1943 г. на заводе №268 было выпущено и отгружено предприятиям оборонной промышленности 2,611 тыс. т слитков из алюминиевых сплавов, 11,327 тыс. лопастей для самолетов (463 т), 125 т профилей и прутков.

1944-й вошел в историю как год образования предприятия, его официального признания, как первый полноценный производственный год. Начался долгий этап роста производственных мощностей завода. За год выпуск валовой продукции вырос в пять с лишним раз по сравнению с 1943 г., оборонной продукции - в 7 раз! Это было время освоения поступающего оборудования, отработки технологии производств и наладки массового выпуска лопастей, профилей, прутков, круглых слитков диаметром 280 и 370 мм, подготовки кадров - в основном на рабочем месте.

1944-й - важнейшая веха в истории завода, который в этот год оформился как комплексное предприятие, как завод первой очереди, состоящий из трех основных, десяти вспомогательных цехов и непромышленной группы (ЖКО с ремонтно-строительной группой, ОРС с подсобным хозяйством).

5 мая 1944 г. в газете «Правда» был опубликован рапорт руководителей завода и стройкомплекса И.В. Сталину о пуске первой очереди завода и ответное поздравление председателя Государственного комитета обороны. Тогда это была высшая оценка труда всего коллектива, его успехов. Пуск первой очереди считается рождением завода.

В конце декабря 1944 г., под самый Новый год, на предприятии произошло весьма примечательное событие: была сформирована госкомиссия для приемки в постоянную эксплуатацию всего комплекса завода №268. Председателем госкомиссии был назначен главный инженер завода Р.И. Барбанель.

В трудах и заботах, радостях и огорчениях подходил долгожданный год Победы. Завод рождался из новостроек, из освоенных технологий, техники, из напряженного труда. Самыми распространенными на предприятии были приказы считать такой-то выходной или праздник рабочим днем. В конце 1944 г. завершился монтаж оборудования прокатного цеха. Опробовали оборудование постепенно, с внутренним трепетом. Обучение проводили на деревянных макетах…

По итогам 1944 г. было выпущено и отгружено для оборонных предприятий 10,342 тыс. т слитков из алюминиевых сплавов, 152,862 тыс. лопастей (6,011 тыс. т), 3,904 тыс. т профилей и прутков.

В январе 1945 г. ввели в эксплуатацию стан горячей прокатки. В апреле прокатный цех выпустил первую листовую продукцию.

Решением государственной комиссии «весь комплекс зданий, сооружений и оборудования завода №268 в составе литейного, прокатного, профильного, первой очереди кузнечного и инструментально-механического цехов со всеми подсобными хозяйствами считать принятым в эксплуатацию с 1 июня 1945 г.». Акт подписан членами комиссии 29 мая 1945г.

Всего за годы войны КУМЗ выпустил 39,913 тыс. т слитков из алюминиевых сплавов, 221,823 тыс. лопастей (8,897 тыс. т), 9,197 тыс. т профилей и прутков, 393 т листов.

Сегодняшний КУМЗ - это мощный промышленный комплекс, выпускающий продукцию глубокой переработки из алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов более 70 тыс. наименований. В мае 2014 г. завод отметил 70-летие - солидный срок, вместивший славную историю, и точка отсчета новых достижений. КУМЗ обновляет корпуса и производство, технику и технологии, расширяет рамки делового партнерства и активно интегрируется в мировой рынок. Его стратегическая цель - занять лидирующие позиции в России и Европе по выпуску высококачественных изделий из алюминиевых сплавов. КУМЗ вместе с управляющей компанией и акционерами работает над своим самым масштабным проектом «Прокатный комплекс», реализация которого будет означать качественный рывок в освоении принципиально новых возможностей в производстве новых изделий для воздушной и водной техники. Это проект общенационального значения.

Статью подготовил Александр Скорняков, член совета директоров ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод».